Цели Попечительства императрицы Марии Александровны предполагали непросто содержание на иждивении, а подготовку к самостоятельной жизни слепцов. Председатель Крестовоздвиженского братства священник Митрофан Гроздов обосновал необходимость создания училища для слепых детей, приводя цифры губернской статистики за 1905 год, которая насчитывала 4730 слепых людей обоего пола. Отец Митрофан отмечал нелегкую судьбу таких людей, большинство из которых «бродят по городам и селам, жалобно взывая о милости». Отсутствие навыков к труду делает их бременем для собственных семей: «Сознавая свою беспомощность и горечь положения, слепцы поневоле идут нищенствовать, погрязая иногда в пороках, сопутствующих нищенству». Священник видел выход из сложившейся ситуации в обучении слепцов грамоте, пению, музыке, ремеслам, что дало бы им возможность жить собственным трудом. Кладбищенские братства создавались в России для обеспечения работы кладбищ. Средства, которыми располагали братства, могли использоваться для благоустройства территорий захоронений и их охраны. Нередко средства братств помогали осуществлять благо творительную деятельность, которая издревле воспринималась как форма поминовения усопших. В условиях существования сословных ограничений при увековечении памяти усопших средства, которые могли быть потрачены на дорогой памятник, нередко выделяли на помощь в организации похорон неимущих. Первоначально среди членов Крестовоздвиженского братства состояло всего 17 учредителей, через год их количество увеличилось до 60, собрано было более полутора тысяч рублей, кроме того, жертвовались мебель и посуда. Осенью 1907 г., по благословению и в присутствии Преосвященнейшего Иннокентия (Беляева), епископа Тамбовского и Шацкого, в нанятой на средства Е. М. Болдыревой квартире открылась школа приют на 10 слепых мальчиков. Находилась школа по адресу: ул. Подьяческая, дом 13 (ныне улица Чичканова), неподалеку от Крестовоздвиженского кладбища. Обучением слепых занималась педагог Н. А. Назарьева, прошедшая подготовку в Воронежском училище для слепых, и слепой выпускник того же училища, безвозмездно помогавший учащимся осваивать грамоту. При школе трудились также двое служащих. К 1908 году количество учеников Крестовоздвиженской школы приюта выросло в два раза. Обучением питомцев занималась педагог М.В.Доброва, получившая подготовку в столичном Александро Мариинском училище для слепых. Успехи учеников радовали устроителей, слепцы отличались хорошими способностями, вниманием и прилежностью. Дети изучали историю Ветхого и Нового Заветов, молитвы и песнопения, устно решали задачи и пересказывали прочитанное, пели в храмах. Трудовое воспитание заключалось в плетении узорчатых сумок, гамаков, ковров из суконных бахромок. В июле 1908г. При училище была устроена щеточная мастерская: дети весьма охотно осваивали новое ремесло по изготовлению половых, сапожных, ламповых и бутылочных щеток из чистого волоса. Отмечались прочность и изящество работ учеников. Помещения школы не могли вместить всех детей, желающих в ней учиться. Княгиней Лидией Петровной Кугушевой, состоявшей членом Крестовоздвиженского братства с момента его возникновения, за 30000 рублей была приобретена усадьба бывшего городского головы И. А. Гуаданини на улице Киркинской (ныне улица Августа Бебеля), куда 15 мая 1909 года переехала школа приют, называемая с этого момента училищем. Новые помещения расширяли возможности по количественному распределению учеников и качеству их подготовки. К просторным зданиям усадьбы примыкал сад. Двухэтажный дом с подвальным этажом был снабжен центральным отоплением, электричеством и водопроводом. В деревянном флигеле с полуподвальным каменным этажом разместили мастерскую и квартиру учителя ремесел. Кроме того, во дворе имелись каменные дворовые службы и амбар. Ученики имели возможность огородничать, в саду у каждого из них была своя грядка. Каждый ученик готовил землю для посадки, насаждал ее и обрабатывал, так что уже летом 1910 года училище получило выращенный силами своих воспитанников урожай. В то же время новое местоположение имело ряд не решенных проблем. В Тамбовской губернии насчитывалось около 800 слепых детей, охватить всех было практически невозможно, но многократное увеличение количества учеников было вполне достижимой задачей. В новое здание училища перешли только два десятка учеников. Помещения усадьбы не были приспособлены для учебных целей, тем более – для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению. Владыка Кирилл (Смирнов) прибыл в Тамбов в конце января 1910 года. Он застал училище стремительно развивающимся и в то же время требующим финансовой поддержки. Одним из первых решений святителя при вступлении на Тамбовскую кафедру стало расширение имевшегося корпуса. Архитектор Евгений Александрович Мозгалевский, по проекту которого в Тамбове велось строительство Питиримовской гимназии, безвозмездно разработал план и согласился наблюдать за постройкой училища. Смета на постройку объекта также безвозмездно была составлена И. Э. Годзеевичем. Под председательством Преосвященнейшего Кирилла было проведено несколько общих собраний членов Братства. Перед собранием 4 сентября 1911 года был отслужен молебен на начало строительства нового каменного корпуса, а 12 сентября владыка Кирилл совершил чин на основание храма во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Финансирование училища значительно увеличилось. С 1881 года во время Недели о слепом Святейшим Синодом разрешалось производить сбор пожертвований в пользу слепых во всех городских и монастырских церквях. Затем в 1908 году сбор был распространен на все церкви Российской империи, а в 1910 году сбор был отнесен к разряду тарелочных. Весной 1911 года тарелочные сборы проводились по всей территории епархии на основании резолюции владыки Кирилла. Современники отмечали особенное участие епископа Кирилла в деле организации работы училища. Любовь и милосердие архипастыря к страждущим постепенно привлекали новых членов братства. Важной составляющей доходов школы были пожертвования меценатов. Особенно крупные пожертвования на развитие училища следовали в период его активного строительства и устроения домового храма при нем. Согласно отчетам Крестовоздвиженского братства за 1910–1912 гг., среди жертвователей были император Николай II и императрица Александра Федоровна, направившие на устройство храма 2150 рублей, а также императрица Мария Федоровна, пожертвовавшая 1000 рублей. Жертвовали не только деньги, но и церковную утварь, одежду, фрукты, сладости, музыкальные инструменты, строительные материалы. Слепой монах Владимир из Казанского монастыря г. Тамбова пожертвовал 21 книгу со шрифтом Брайля, среди них «Откровение св. Иоанна Богослова», «Церковная история», «Элементарный курс зоологии», «История Ветхого Завета», Пространный катехизис», «Сокращ. молитвословие» и «География». Купец Егор Иванович Шустов пожертвовал 80 пудов пшена и 288 пудов ржаной муки, что обеспечило учеников и сотрудников училища хлебом и кашей на целый год. Владыка Кирилл демонстрировал всем успехи в устройстве училища и одновременно обозначал проблемы, добиваясь при этом дополнительного финансирования. Так, октябрьским вечером 1911 года, когда в училище совершалось молебное пение с чтением акафиста Божией Матери перед Ее иконой «Нечаянная Радость», в училище прибыли почетные посетители во главе с Преосвященным Кириллом и кавалерственной дамой Александрой Николаевной Нарышкиной. Хор слепых воспитанников встретил гостей умилительным пением. Высокая гостья привезла воспитанникам гостинцы и щедрую лепту в размере 100 рублей. После более подробного ознакомления с положением дел она передала владыке Кириллу 1000 рублей на пользу Крестовоздвиженского братства. В присутствии гостей епископ Кирилл передал княжне Л.П. Кугушевой экземпляр Библии, изданный по благословению Священного Синода, в знак признательности за огромное пожертвование в размере 30 000 рублей, послуживших на покупку усадьбы для училища. В это время велось активное строительство нового корпуса с домовым храмом на втором этаже. В ответ на отказ принять дар владыка Кирилл сказал: «Вы скромны, княжна, Вы не хотели принять благодарность. Но благодарность–это христианский долг, на какой нам указывает притча Христа о десяти прокаженных: не десять ли очистились и лишь один пришел ко Мне». Этот эпизод является образцом учтивой заботливости архиерея, радеющего о процветании училища. Призывы к милосердию часто становились темой проповедей владыки Кирилла. Стоит отметить внимательное, ласковое отношение владыки Кирилла к слепым детям: при посещении училища архиерей благословлял детей, гладя их по голове, понимая, что дети не способны увидеть его благословляющую руку. Настоящим торжеством для членов Крестовоздвиженского братства и учащихся было освящение домового храма училища, состоявшееся 2 декабря 1912 года. По свидетельству современников, храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» по изяществу, красоте и богатству украшений был лучшим в губернии. Иконостас храма, изготовленный в древнерусском стиле из дуба, обошелся устроителям в 7000 рублей. В необыкновенно красивом сочетании располагались на нем в нежных, мягких тонах матовая позолота, резьба и эмаль. Царские врата и иконостас были украшены работами московских художников П.А. Сизова и Н.А. Баженова. Голгофа и Распятие великолепной работы Дивеевских монахинь поражали спокойным величием Богочеловека. Слепые дети, конечно, не могли визуально оценить красоту убранства храма, но были способны услышать восторженные словесные описания других людей. Это относилось и к облику здания – одного из красивейших в городе. Через внешние формы подчеркивались любовь и внимание к детям, что становилось дополнительным фактором для их развития. Освящение храма возглавили два архиерея при сослужащем духовенстве города. Среди приглашенных по билетам пяти сотен гостей присутствовали вице губернатор Т.А. Липинский с супругой, А.Н. Нарышкина, игуменьи Ахтырского Богородицкого и Тамбовского Вознесенского женских монастырей. По окончании литургии владыкой Кириллом была произнесена проповедь, в которой он отметил важность созидания Божьего Царства, растущего как горчичное зерно. Нынешний день, как отмечал святитель, особенно радостен был для тех, кто внес лепту в развитие училища, так как сердца благоустраивавших приют восприняли семя Божественной благодати через сочувствие. «Чувствовалось, что нужда в храме и устройство его является как бы печатью Божия благоволения над всеми делами братства. Оно свидетельствует, что святое дело сплотило всех участников в нем в единую Церковь Христову. Этот храм должен служить заветом Господним стремиться к тому, чтобы соединено служить обездоленному, бедному. Долг наш–привлечь больше делателей на жатву»,– таково было замечание архипастыря. После богослужения все были приглашены на завтрак, за которым присутствовало более ста человек и оба архиерея. Увеличение площади училища дало возможность расселить учеников обоего пола. Были приняты 14 девочек, таким образом, общее количество детей выросло в 1911 году до 35. Самому младшему ученику было 8 лет, старшему – 17. При таком возрастном диапазоне необходимо было деление на 3 группы. Каждая из групп имела свою программу обучения. Круг изучаемых дисциплин был невелик, он включал Закон Божий, русский язык, арифметику, ремесла и пение. В старших группах добавлялись еще география, естественная история и музыка. Ученики старших групп демонстрировали успехи: они изучали историю Ветхого Завета по учебнику Соколова, объясняли содержание Символа веры и заповедей. В старшей группе успешно осваивали чтение и письмо по Брайлю, письмо по Гебольту, читали по русской и естественной истории. Знания арифметики позволяли решать задачи в пределах тысяч. Ученики пели на два хора под управлением слепых мальчиков в храмах Крестовоздвиженского и Петропавловского кладбищ, читали шестопсалмие, часы и апостол. Дети плели гамаки, пояса, изготовляли мебель из бамбука. Девочки вязали чулки, шерстяные платки и пояса. Освоению наук, ремесел и музыкальных инструментов помогал насыщенный распорядок дня. Ученики просыпались в половине седьмого утра и оканчивали день молитвой и чтением житий святых после ужина в восемь часов вечера. В течение дня у детей было четыре приема пищи, два из которых состояли из двух блюд. В скоромные дни ученики получали мясо и молоко, праздничные третье блюдо. Дежурные помогали поддерживать чистоту в столовой, классах и жилых комнатах, читать молитвы. В распорядке дня было предусмотрено время для прогулки, дети изучали план города и свободно ходили по его улицам. Становление училища пришлось на годы роста экономических показателей Российской империи в предвоенный период. Доходы училища складывались из разовых пожертвований сотен горожан. Заработки учеников от продажи изготовленной продукции, пения на клиросах становились заметной статьей доходов училища. Выпускавшиеся училищем щетки приобретались для квартирующейся в Коломне кавалерии. Надежным источником доходов становились отчисления органов местного самоуправления. На содержание училища поступали средства Тамбовского губернского земства, других земств, с территории которых ученики обучались в приюте. Средств оказывалось достаточно для содержания помещений, приобретения инвентаря, одежды, ученических принадлежностей, продуктов и оплаты труда наемных работников. К 1912 году в училище было пять штатных учителей и один помощник учителя ремесла, пять технических служащих. Учительница музыки О.И. Мацнева и доктор А.Н. Кортнев, следивший за санитарным состоянием и лечивший учащихся, трудились безвозмездно. Училище могло вместить до сотни детей, однако прошений о зачислении уже в 1912 году было более, чем позволяли возможности. В остатке на начало 1912 года имелось всего 10760 рублей. Это была сумма, необходимая для содержания примерно четырех десятков детей. В 1913 году количество учеников достигло 50 человек. Начавшаяся Первая мировая война привела к сокращению финансирования. Некоторые земские управы отказались от финансирования училища с формулировкой «до более благоприятного в финансовом отношении времени». В августе 1917 года сообщалось о том, что существовавшее в городе более 10 лет, открытое Крестовоздвиженским братством училище приют для слепых «за отсутствием средств» закрывается, а его питомцы распускаются. Здание училища было передано общественной гимназии. Создатель и председатель Крестовоздвиженского братства отец Митрофан Гроздов умер в 1919 году. Его сын, заведующий училищем слепых священник Сергий Гроздов, пройдя через репрессии, погиб в Сибири в 1941году. Трагически сложилась судьба устроителей училища.